В конце февраля 2024 года у Яндекса произошел нашумевший апдейт, был зафиксирован общий шторм видимости по всем нишам. Предполагаемая причина – снижение значимости поведенческих факторов (ПФ) в ранжировании. В первую очередь это коснулось тех, кто крутил ПФ, но задело и белые сайты.
Содержание
Как происходит накрутка поведенческих факторов?
При введении поисковой системой значимых и заметных факторов ранжирования, его сразу же пытаются накрутить
Накруткой воздействуют на следующие ПФ:
- Кликабельность сниппетов сайта в органической выдаче.
- Глубина просмотра. Число просмотренных страниц за время, проведенное на сайте
- Глубина скроллинга страницы
- Время на сайте
- Показатель отказов
- Повторные визиты
- Конверсия целей
Накрутки делятся на два типа – нативные (за счет действий живых пользователей) и роботизированные.
Нативные
Для заказа нативных накруток используют сервисы накрутки ПФ, на которых задания (найти сайт в выдаче по определенному запросу, перейти на сайт по сниппету, скроллить страницу в течение 2х минут и тд) выполняют живые пользователи.
Роботизированные
Роботизированные накрутки осуществляются роботами (заказанными через специализированные сервисы либо через свои прокси), которые эмулируют поведение пользователя в сети. Для того, чтобы ПС воспринимала бота как реального пользователя, перед накруткой происходит прокачивание профиля бота. Для этого ему “скармливают” урлы из топа выдачи, по которым бот будет ходить, имитируя действия пользователей.
Как правило, накрутка осуществляется через интернет от мобильных операторов. За счёт регулярного сброса соединения меняется IP–адрес бота, и каждый заход в Яндекс происходит с нового IP. На одном адресе могут одновременно быть и реальные люди, и бот, что усложняет задачу для антифрода Яндекса.
Как работает антифрод поиска Яндекса?
Антифрод Яндекса – это нейронная сеть, которая агрегирует большое количество данных, а затем определяет, кто относится к реальным пользователям, а кто – к ботам. Для сбора данных используются различные каналы: собственные алгоритмы анализа поведения, данные о внешних ссылках, Cookie, статистика из Вебмастера и Метрики, запросы, по которым идут переходы на сайт.
В сентябре 2022 года Яндекс ввел понятие “Роботность”, который показывает количество ботов на сайте. Данные по ботам можно увидеть в Яндекс Метрике, перейдя в раздел Отчеты – Роботы.
Однако позже Яндекс стал помечать роботами реальных посетителей и клиентов, оставивших заказы. В роботы попадают посетители с инкогнито, с устаревших браузеров, с нетипичным поведением, из других поисковых систем. Таким образом, ботами помечается в том числе реальный трафик.
Вероятнее всего, именно поэтому в конце февраля 2024 после большого апдейта (или сбоя) посыпались позиции не только тех сайтов, которые держались в выдаче за счет накрутки ПФ, но и позиции “белых” сайтов.
Кто сейчас в топе по запросам «поздравления…»?
В марте заметно изменилась выдача по маркерам поздравлений. В топ вышли статьи крупных новостных сайтов, таких как Комсомольская правда, Новости Казахстана, сайт Пятого канала, а также публикации на dzen.ru и ok.ru.
Как вернуться в топ?
Если вы столкнулись с ухудшением позиций и уменьшением количества органического трафика из Яндекса с конца февраля, начните с того, чтобы проанализировать в Яндекс Метрике объем ботов от общего трафика, а также провести их идентификацию и динамику минимум за последние полгода. Наибольшая вероятность отследить увеличение ботов в отчете “Популярные страницы” через резкое увеличение трафика с прямых заходов или социальных сетей на низкочастотные и ранее непопулярные страницы.
При обнаружении подозрений на нагул или накрутку ботов необходимо написать в техподдержку Вебмастера, подробно описать ситуацию (запросить информацию о природе резких изменений посещаемости, уточнить, нужно ли что–то предпринимать в связи с увеличением их количества, запросить информацию о возможных санкциях, которые привели к пессимизации сайта в выдаче) и приложить скрины из Метрики и сервиса съема позиций вашего сайта в SEO. Чем детальнее будет описана ситуация, тем выше вероятность получить подробный ответ, а не отписку.
Для защиты от накрутки и нагула ботов есть следующие методы:
- использование специализированных антифрод–сервисов
- модификация счетчика Метрики
- блокировка подсетей IP
- бан пользователей с социальных и рекомендательных сетей
- установка капчи
Но, к сожалению, ни один из этих методов нельзя назвать полностью рабочим, т.к. они могут отсечь реальный трафик. Внедрять данные методы надо крайне осторожно, чтобы не сделать хуже, чем было.
Если же вы не увидели явную накрутку ПФ на ваш ресурс, то необходимо продолжать развивать ваш сайт, используя белые методы:
- проанализируйте структуру сайта и каннибализацию запросов: каждая страница должна соответствовать своей группе запросов (кластеру)
- ежемесячно обновляйте контент на сайте, добавляйте новые страницы, оптимизированные под новые seo–кластеры
- настройте релевантные конверсии в вашей Яндекс Метрике
- оптимизируйте скорость загрузки страниц, особенно для мобильных устройств
- добавляйте интерактивные элементы на сайт. Как показали тесты и анализ Вебвизора на сайтах наших партнеров, страницы с виджетом grattis.ru значительно увеличивали вовлеченность пользователей, что положительно сказывалось на ПФ и, в дальнейшем, хорошо влияло на позиции страниц в выдаче.